Правительство Иркутской области намерено добиваться запрета на майнинг цифровой валюты на отдельных территориях. Позиция руководства региона изложена в письме губернатора Игоря Кобзева премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.
В иркутском областном правительстве «Российской газете» уточнили, что обращение было отправлено в начале августа. Напомним, принятый недавно федеральный закон о легализации майнинга помимо определенных правил предусматривает и возможность его ограничения. Как это будет выглядеть на практике, еще должно определить отдельное постановление.
Для Приангарья зона риска — его южные муниципалитеты. Минэнерго России еще в 2022 году внесло их в перечень территорий с прогнозируемым непокрываемым дефицитом мощности. По данным Системного оператора единой энергетической системы, ситуация постоянно усугубляется.
Если раньше нехватка оценивалась в 690 МВт к 2028 году, то в приложении к проекту Схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР) до 2029 года уже говорится, что юго-восток Сибири (стык Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края) столкнется с дефицитом в 1225 МВт.
Тарифы в Приангарье одни из самых низких в стране. Регион привлекает множество предпринимателей в сфере криптовалюты. И как следствие, «Иркутская электросетевая компания» уже проинформировала областное правительство о сложности технологического присоединения объектов к электрическим сетям. Что ставит под вопрос строительство новых школ, больниц и жилья.
По данным ОАО «ИЭСК», общая мощность промышленного майнинга в области достигает 700 МВт. И это уже больше установленной мощности Иркутской ГЭС. Кроме того, еще 200 МВт отбирают «серые» майнеры. Поэтому понятно желание властей быстро получить резерв энергомощности за счет криптовалютчиков. Ранее Игорь Кобзев предлагал выделить зоны с профицитом мощности на севере региона. И там делать специальные майнинговые зоны по типу игорных. Он также продвигал инициативу повысить для них тарифы на электроэнергию.
Представители майнингового сектора к данной инициативе, естественно, отнеслись сдержанно.
— Запрет не должен распространяться на компании, которые начали вести свою деятельность до принятия закона. Иначе это станет нарушением баланса частного и публичного интересов и негативно скажется на инвестиционном климате, — уверен Сергей Безделов, директор Ассоциации промышленного майнинга.
Предприниматели идеальный сценарий видят не в запретах, а в добровольном высвобождении электрической мощности. Особенно на объектах с низким удельным хешрейтом (вычислительной мощностью) оборудования. Тотальный же запрет приведет скорее к банкротству или серьезным финансовым потерям компаний, которые работают легально.
Добавим, с аналогичными проблемами, пускай в меньших масштабах, сталкиваются в других сибирских регионах. Например, страдает от серого майнинга Хакасия, где расположена одна из крупнейших в мире ГЭС — Саяно-Шушенская, и тоже относительно низкие тарифы на электроэнергию.
Антилидером по количеству серых майнеров стал Усть-Абаканский район Хакасии, где выявлено 139 объектов с высокими объемами потребления
Только с начала года в республике выявили сотни подозрительных абонентов, которые могут быть причастны к незаконной деятельности. По данным компании «АтомЭнергоСбыт», на карандаш попадают частные дома, земельные участки или гаражи, где фиксируется излишне высокое энергопотребление. Эти точки подключены к электросетям по категории «население», хотя используют электроэнергию в объемах, сопоставимых с заводскими цехами. Эксперты говорят, что самая простая майнинговая ферма в месяц расходует в среднем 50 тысяч киловатт-часов. В то время как обычная квартира — только 200-400.
Антилидером по количеству серых майнеров стал Усть-Абаканский район Хакасии. На его территории выявлено 139 объектов с неоправданно высокими объемами потребления. После проверок таким абонентам направляют претензии с требованием заключить договор энергоснабжения по адекватным ценовым категориям. То есть прекратить мимикрировать под обычных граждан. Суды, как правило, встают на сторону энергетиков.
Майнеры подключаются к сетям низкого напряжения, предназначенным для бытового потребления. Непрерывная высокая нагрузка ведет к их износу. Яркий пример — ЧП, которое произошло в декабре прошлого года в том же Усть-Абаканском районе Хакасии. Из-за перегрузки сетей тогда сотни домов остались без света и тепла, сгорела техника, перемерзло отопление и погибли домашние животные.
— Чтобы решить эту проблему, недостаточно просто установить ограничения. Выведение майнеров из тени, легализация добычи цифровых валют и законодательное регулирование этих процессов позволят снизить негативные последствия и получать налоговую прибыль, — считает Александр Петрук, председатель Экспертного совета Верховного совета Хакасии по энергетике.
Источник: rg.ru