© Пресс-служба фестиваля НарваВсего было проведено более 20 экскурсий и более 50 медиаторских туров на площадках фестиваля
ТАСС, 25 сентября. На фестивале современного искусства "Нарма", который завершился в Дербенте 21 сентября, побывало 1000 человек. Всего было проведено более 20 экскурсий и более 50 медиаторских туров на площадках фестиваля.
С 17 по 20 сентября в рамках фестиваля проходили публичные лекции на площадках Музея "Ковра и декоративно-прикладного искусства" и резиденции "Сильно". Профессионалы из различных сфер делились не только теоретической информацией, но и своим практическим опытом, рассказывая о паблик-арте, медиаискусстве, компьютерном искусстве и о показе современного искусства в музеях.
21 сентября для посетителей фестиваля работали три локации, воплощающие в себе период древности и современности города Дербента: водохранилище на территории цитадели Нарын-Кала, Музей Ковра и декоративно-прикладного искусства (Армянская церковь),. Для создания произведений в этих пространствах приглашены художники, работающие с медиа-артом, трансформирующим архитектурные сооружения с помощью света и звука.
В ходе официального открытия Анна Безрукова, заместитель министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, подчеркнула актуальность мероприятия и отметила важность развития в республике креативных индустрий. "Когда возникают такие площадки и создаются такие проекты, на наш регион смотрят по-новому и сами жители, и сами туристы", – сказала Безрукова.
"Отрадно, что создание и поддержка креативных образовательных инициатив в сотрудничестве с арт-резиденцией "Сильно" создают столь масштабные проекты, синтезирующие художественные поиски живописцев, графиков, мастеров прикладного искусства, видеохудожников, поэтов и музыкантов. Уверены, усилия кураторов и участников Фестиваля современного искусства "Нарма" не только раскроют новые грани сложного и богатого красками историко-архитектурного комплекса Дербента, но и обозначат перспективы взаимодействия музеев классического и традиционного декоративно-прикладного искусства с мастерами современного искусства, обращающимися в своем творчестве к теме национальных культурных кодов", – отметила в приветственном адресе Зарема Бутаева, министр культуры Республики Дагестан.
"Фестиваль "Нарма" – демонстрация кропотливой, но интересной работы. Мы видим, как это нравится туристам, посещающим Дагестан и местным жителям и планируем развивать арт-направление", – отметил на открытии Эмиль Омаров, генеральный директор ООО "Дербентская винодельческая компания"
На один день Дербент превратился в точку пересечения древней культуры и истории региона с современным, технологичным искусством. Художники фестиваля стремились перевести культурный код Дагестана в цифровое искусство,. Название фестиваля отсылает к автохтонному сорту винограда Нарма, произрастающему только на территории Дагестана. Земля и ее богатства издревле становятся главным источником вдохновения для народных мастеров. Также и для современных художников природа и культура Дагестана, его древние памятники становятся площадкой для экспериментов, в которых современные технологии используются, чтобы представить новое прочтение традиции. В этот день на древних локациях Дербента были представлены работы молодых современных деятелей искусства:
Водохранилище на территории цитадели Нарын-Кала
В подземном водохранилище VI века разместилась аудиовизуальная инсталляция Арсена Курбанова и Ильи Родионова, предлагающая опыт уединения и наблюдения за трансформацией орнаментом народов Дагестана. Сгенерированное искусственным интеллектом изображение видоизменялось под воздействием импульсов, которые с помощью специального пульта управления мог задавать зритель. Подвергаясь трансформациям в цифровой среде, тем не менее, роль и функция этих орнаментов остаются в корне своем неизменными, продолжая олицетворять глубинные связи человека с природой и культурными традициями. Экспериментальный формат преобразует привычное восприятие архитектурного памятника, уже много веков не использующегося по назначению, но хранящее память о своей истории.
Музей Ковра и декоративно-прикладного искусства (Армянская церковь)
От крепости Нарын-Кала до Армянской церкви прошел экскурсионный маршрут по магалам Дербента, связывающий две точки на карте фестиваля. В пространстве церкви была размещена звуковая инсталляция Георгия Робакидзе "Перекресток культур" с элементами интерактивного взаимодействия с аудиторией.
Территории винодельни
Завод стал основной локацией фестивальной программы. Регулярно для посетителей проводились медиаторские туры. Посетители впервые увидели созданный специально для завода мурал от художника Яна Посадского. Внутри одного из производственных цехов была представлена работа художника CASPIUM, обращающаяся к маскам кубачинских пальтаров и трансформации этой традиции в цифровой среде. Художник и куратор резиденции "Сильно" Максим Силенков создал аудиальную инсталляцию "Акратофор" из звучащих уличных емкостей завода.
Источник: tass.ru